Вчера представлением результатов ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС)
завершилась череда подведения итогов за 2012 год четырех крупнейших
российских сотовых операторов, обслуживающих совокупно 92% абонентов
в стране: МТС, «Вымпелкома» (бренд «Билайн»), «Мегафона» и Tele2.
Обнародованные компаниями данные об объеме потребления услуг связи
и средних затратах абонентов на эти услуги позволяют сделать вывод
о динамике цен на услуги сотовой связи для большинства ее пользователей
в России.
На конец 2012 года средняя цена минуты всех видов сотовых услуг
(APPM) составила 1,02 рубля по сравнению с 1,06 рубля по итогам
2011 года. Такая небольшая, на первый взгляд, разница в 4 копейки
за минуту означает, что абоненты этих четырех операторов совокупно
заплатили за услуги связи в 2012 году на 7,6 миллиарда рублей меньше,
чем если бы они обслуживались по ценам 2011 года.
Если говорить о вкладе каждого из сотовых операторов в снижение цен
на услуги, то основное влияние на это оказали «Билайн», у которого
средняя цена минуты уменьшилась на 6 копеек, и МТС, продемонстрировавший
удешевление минуты услуг на 5 копеек. У Tele2 показатель APPM
уменьшился на 3 копейки, а у «Мегафона» — не изменился.
В результате на сегодня самая низкая средняя цена минуты услуг среди
сотовых операторов «большой тройки» у МТС — 0,95 рубля, у «Мегафона»
минута услуг в среднем стоит 1,07 рубля, а услуги «Билайна» остаются
самыми дорогими — 1,18 рубля в среднем за минуту. Примечательно, что
стоимость минуты услуг МТС приблизилась к показателю Tele2, который
традиционно проводит в России стратегию «оператора низких цен»: средняя
цена минуты услуг Tele2 в конце 2012 года составила 0,89 рубля.
У всех сотовых операторов снижение средней цены минуты услуг связано
с тем, что объем их потребления абонентами рос в 2012 году быстрее, чем
затраты абонентов на оплату услуг. Наиболее показательна в этом
отношении динамика параметров услуг МТС. Его абонент в среднем на конец
2012 года платил за услуги в месяц 306 рублей — на 22 рубля больше, чем
в 2011 году, зато за эти деньги получал существенно больше услуг —
323 минуты, что превысило потребление 2011 года на целых 40 минут.
Аналогичная картина у «Билайна» — затраты на услуги выросли на 16 рублей
в месяц, до 343 рублей, а объем услуг увеличился 31 минуту,
до 290 минут.
А вот «Мегафон», у которого средняя цена минуты услуг за год
не изменилась, не продемонстрировал в 2012 году такого превышения роста
потребления над ростом затрат абонентов. Абонент этого оператора получал
в конце 2012 года в среднем 309 минут услуг, что всего на 16 минут
больше, чем год назад, а затраты абонента на связь выросли в примерно
такой же пропорции — на 17 рублей, до 330 рублей в месяц.